
Как сохранить женское начало в бизнесе?
Интервью с директором и бизнес-тренером Центра обучения и бизнес-консультирования «Altway» Мариной Михеевой на радио «Бизнес FM»
– Добрый день, с вами Юлия Дорн. Как сохранить женственность, женское начало в бизнесе? Вот такую тему мы обсуждаем сегодня с тренером Центра бизнес-консультирования «Altway» Мариной Михеевой. Марина, здравствуйте.
– Юлия, здравствуйте.
– Марина, сплошь и рядом мы видим ситуации, когда женщины говорят: я руководитель, я должна быть сильной. На практике можно заметить, что от женщин действительно требуется много почти мужской энергии для того, чтобы управлять бизнесом. Но в то же время эти же сильные женщины, когда, например, приходят в нашу студию или, когда общаются со своими подругами, говорят: «Как я устала быть сильной, как хочется быть слабой». Вообще, возможно ли женщине, если она стоит «у руля» бизнеса, сохранить женское начало?
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте введем две категории. «Энергия Ци» состоит из двух энергий, если мы возьмем китайскую классификацию: «янской» и «инской». «Янская» энергия относится к мужскому началу, к уровню духа и к лидерству. Активность, воля, целеустремлённость — это всё «янские» энергии. Можно ещё сказать, что «янская» энергия проявляется тогда, когда человек выходит во внешний мир и хочет в нем расшириться, совершить экспансию, проявить себя.
– То есть сделать то, что делает классический бизнес в любом варианте.
– Да. А «инские» энергии — это чувствительность, это женское начало. Это выдержка, опора, чувствование. Также это способность материализовывать идеи, которые рождаются где-то у лидера. Человек может проявляться либо с точки зрения «янской» энергии, либо «инской». Если лидер «янский», он будет директивным, активным, волевым, то есть такой, как вы описали в начале. Но есть и другой вариант поведения. Можно, например, всё «янское» начало перенести вовнутрь себя, то есть знать, чего я хочу, куда я следую, как я хочу, чтобы был организован мир, а внешне становиться более текучей, более воспринимающей, как будто мы следуем за потоком. Внешне создается ощущение, что мы сами ничего не решаем, а как будто бы события так складываются. Второй вариант более экологичный, но он требует выдержки. Если человек не уверен в себе, сомневается, у него возникает суета и принятие поспешных решений, тогда нужно смотреть, что выбивает из этого состояния и больше воспринимать: партнеров, команду. Только когда мы уже точно почувствовали, увидели дорожку, куда хотим двигаться в бизнесе, возникает активное действие, но оно, допустим, составляет 5-10% от общего времени.
– Марина, вы видели таких «инских» женщин-бизнесменов?
– Есть женщины, которые близки к этому типу. Есть некоторые женщины, например, первые леди, которые находятся рядом с президентом и не имеют собственной линии, но все вокруг понимают, что они являются большой опорой для этого человека. Этот пример не совсем подходит, потому что все-таки лидером является президент. Например, как у Горбачева была супруга, помогающая ему. Все-таки сейчас нам показывают в журналах и интервью людей, которые ярко проявлены, а люди, которые следуют другому стилю, остаются незамеченными.
– Не публичными.
– Не публичными, да.
– Марина, есть еще такое убеждение, стереотип, что только на силу, на «янскую» энергию приходят деньги. Это действительно так? Есть ли тут какая-то зависимость? Например, если женщина мягкая и текучая, то бизнес перестает зарабатывать.
– Но она только внешне проявляется как мягкая, а внутри она четко знает свои цели и путь их достижения. Наоборот, если внешне человек проявляется очень твердо, то он скрывает внутри нерешительность, растерянность, потерю ориентиров. Получается, чем более он нерешителен, тем более твердым он становится проявлен вовне. Это всегда две стороны. Мы даже можем проверить на своем примере: когда мы знаем, что нам предстоит, и уверены в своих силах, то мы выглядим спокойными. Чем мы внутри увереннее, тем более спокойным выглядит наше поведение.