От чего зависит масштабирование бизнеса?
Интервью с директором и бизнес-тренером Центра обучения и бизнес-консультирования «Altway» Мариной Михеевой на радио «Бизнес FM»
– Добрый день, с вами Юлия Дорн. «Масштабирование бизнеса» – такую тему мы обсуждаем сегодня с тренером Центра бизнес-консультирования «Altway» Мариной Михеевой. Марина, добрый день.
– Добрый день, Юлия.
– Люди задаются таким вопросом. Какой-то бизнес органически очень легко растет: от первоначальной идеи до большой корпорации все проходит органично, плавно и кажется, что так и было изначально задумано. А другой – доходит до какой-то точки рентабельности и капсулируется, как будто остается маленьким, действующим бизнесом, но не расширяется и как будто нет возможностей для его масштабирования, руководитель или предприниматель не видит этих возможностей, не понимает, как это сделать. От чего это зависит?
– Зависит, глобально, от двух причин. Первая — это внешняя среда, то есть насколько бизнес попадает в реалии времени. Например, когда ушли немецкие автомобили, те, кто ими занимался, потеряли позиции. У тех, у кого уже был простроен проход на китайский рынок, вне зависимости от силы бизнесмена, такой бизнес будет расти в этот период. Он попал в тренд, то есть если бизнес попадает в потребности рынка, то рынок сам будет нести этот бизнес в сторону развития и масштабирования. Потом, конечно, когда эта волна спадет, этот бизнес может развалиться или сократиться, но пока эта волна существует три года, пять лет, кажется «о, такой сильный бизнесмен, и как у него все круто получается». Также внешняя среда немного завуалирована. Это хорошо видно, когда бизнесмен вначале работает в крупной компании, он руководит этой компанией, но не является собственником. И ему кажется, что всё делает он, что, если он уйдёт, компания развалится, что у него много связей и что он всё умеет. Очень часто такие люди выходят в собственный бизнес и не могут его создать и раскрутить. Это говорит о том, что человек работал на энергии собственника, на энергии эгрегора компании. То есть мощь ему давала уже созданная компания, созданные связи с клиентами, а за всем этим стоял владелец. Еще один пример: какой-то чиновник в какой-то момент чувствует себя великим и могущественным, это может продолжаться несколько лет, а потом его снимают с должности, и он оказывается никем – это только для понимания, как метафора. Это влияние внешней среды. Второй момент — это уже сила самого лидера, самого руководителя. Здесь ситуация состоит в том, какова, так скажем, потенциальная возможность человека, который развивает бизнес. До определенного момента, когда силы достаточно, бизнес легко раскручивается, и руководитель сам говорит, что все было легко.
– Как будто шло само собой, да?
– Да. То есть его силы хватало. И вот здесь, какой бы ни был бизнес маленьким или большим, каждый доходит до своего предела – просто он у каждого разный. У кого-то предел — это бизнес в масштабах города, у кого-то – в масштабах страны, у кого-то – мира. Но все равно предел возникает. В таком случае человеку нужно вложить очень много сил в работу с самим собой. Это может быть наращивание концентрации, способности удерживать во внимании вопросы бизнеса. Бизнесмены часто говорят «мы работаем 24 часа в сутки». А если разобраться, как они работают, то у них может быть планерка три часа и может показаться, что это нормально, но это же потеря времени. Какие-то переговоры с сотрудниками – то они отчеты спрашивают, то планы, просят объяснить, как они будут достигать целей. Но это тоже все потеря времени. В этот момент спрашиваешь его «ты сам на переговоры съездил к важному клиенту?». Нет, это будет через неделю, потом через две и так далее. В итоге, получается, что он месяц проработал «в холостую».
– А причина в том, что он откладывает эти важные переговоры из-за отсутствия силы?
– Да, у него есть внутри какое-то сомнение в собственных силах, и человек его не чувствует, а переговоры откладывает. Точнее, как это выглядит: он поручает секретарю договориться о переговорах, он тоже не спешит, потом переговоры отменяются, затем появляются какие-то дела, а потом мы смотрим, что проходит месяц-два, а переговоры так и не состоялись, хотя они как раз являются тем, что продвинуло бы бизнес вперед. В таком случае человек должен вкладывать много стараний в личную работу.