Стресс как точка роста в бизнесе
Интервью бизнес-тренера Центра обучения и бизнес-консультирования «Altway» Марины Михеевой на радио «Бизнес FM»
– Добрый день, с вами Юлия Дорн. «Стресс как точка роста в бизнесе» – такую тему мы обсуждаем сегодня с бизнес-тренером Центра обучения и бизнес-консультирования «Altway» Мариной Михеевой. Марина, здравствуйте.
– Здравствуйте, Юлия. Спасибо за приглашение.
– Что мы понимаем под стрессом? Здесь очень важно определиться. Действительно, бизнес сегодня порой находится в сложных условиях. Часто предприниматели жалуются на нехватку персонала, на разрушение логистических цепочек, макроэкономическую ситуацию, которая перевернула всё с ног на голову, частичное закрытие границ и так далее. И вот бизнесмен впадает в состояние, когда, с одной стороны, ему нужно прилагать всё больше усилий для того, чтобы бизнес существовал. С другой стороны – внутреннего ресурса становится всё меньше и меньше. Вот как с этим справиться, и какой выход есть из данной ситуации?
– Ну, тогда мы можем обозначить стресс как ситуацию, которая в данный момент превосходит силы лидера. То есть ситуация оказывается сложнее, чем та, которую он может решить. Или он действует на пределе своих возможностей. Но в традиции считается (и в психологии это тоже так), что любая ситуация, с которой мы встречаемся на своём жизненном пути, разрешима, и у человека достаточно сил и ресурсов, чтобы эту ситуацию успешно преодолеть. И тогда вопрос остаётся только в том, где найти источник силы. А я Вам скажу, что сила как раз и ищется через трудные, тупиковые ситуации. Тогда бизнесмен может посмотреть, в каких контекстах он чувствует себя особенно подавленным, неуверенным, тревожным и осознать это чувство слабости.
После мы предлагаем делать медитации с этим состоянием и трансформировать нересурсные переживания. И дело не в том, чтобы перестать переживать или как-то себя успокоить, а в том, что за этой слабостью как раз и находится сила, которая требуется именно в той обстановке. Понимаете, ощущение непреодолимости, сложности — это дорожка к силе внутри себя. Когда мы осознаём данное чувство, трансформируем его, взамен приходит то, что необходимо.
– Насколько медитация вообще является эффективным инструментом для решения бизнес-задач? Ведь далеко не все бизнесмены знают об этом методе, готовы его применять.
– Медитация – самый эффективный способ. Нужно научиться медитировать. Но, как Вы уже правильно отметили, не все понимают, что это такое в действительности. В нашем подходе Центра «Altway» медитация, прежде всего, – это работа с энергией. А энергия – это наши ощущения. И любую энергию, даже тепловую, мы чувствуем через ощущения. И тогда не нужно искать каких-то идей, опор во внешнем мире. Нужно просто осознать, какие ощущения ведут к потере энергии и контекст, в которых я чувствую себя обесточенной. Именно эти состояния требуется трансформировать.
– Как я понимаю, Центр обучения бизнес-консультирования «Altway» начал внедрять эту методику ещё в 1990-е годы. Тогда у бизнесменов тоже было достаточно стрессовых ситуаций. Вы накопили приличнейший опыт, и сегодня уже можете точно ответить: работало ли это тогда и поменялось ли что-то с точки зрения эффективности сегодня?
– Тогда это тоже работало. Была немного другая ситуация во внешнем мире. Считаю, что жизнь там была всё-таки более-менее стабильной. Сейчас стабильности меньше, и каждый день ситуация меняется. И люди тогда были, несомненно, другие. Человек развивается, и по мере взросления переходит на разные уровни. Ребёнок переживает эмоции, потом начинает осваивать правила, затем – развивать интеллект, и после, когда переходит во взрослую жизнь, он осваивает действия, ответственность, принятие решений. Также и человечество в целом. В 1990-е люди переходили от уровня мыслей к уровню действий, и эти техники работали. Просто люди могли и без медитаций справляться со стрессом, потому что он был не настолько интенсивным. А сегодня, чтобы быть успешным, нужны уже совсем другие источники. Сейчас человечество в целом переходит от уровня действия в уровень чувствования ситуации. Раньше важно было действовать как можно быстрее. А сейчас нужно не только действовать, но и понимать, какой предпринимается шаг. Иными словами – действовать точно.
– Кто сегодня является аудиторией Центра обучения «Altway»? Кто к вам приходит за этими знаниями?
– 90%, я думаю, – это всё-таки люди, активно занимающиеся бизнесом. Они сталкиваются с ситуациями, которые невозможно преодолеть с помощью рациональных логических знаний. Это такие состояния, когда действительно важны ощущения силы и перспективы.