Конфликт как способ адаптироваться к новым условиям
Интервью с директором и бизнес-тренером Центра обучения и бизнес-консультирования «Altway» Мариной Михеевой на радио «Бизнес FM»
– Добрый день, с вами Юлия Дорн. Конфликт как способ адаптироваться к новым условиям. Такую тему мы сегодня обсуждаем с тренером Центра бизнес-консультирования «Altway» Мариной Михеевой. Марина, добрый день.
– Юлия, добрый день.
– Есть достаточно частый запрос от топ-менеджеров или собственников компаний: если руководители каких-то подразделений конфликтуют между собой, конфликт жесткий, возможно, с примесью личных отношений, как руководителю в этой ситуации себя вести, и что означает этот конфликт для руководителя?
– Для руководителя это прежде всего знак, что внутри у него существует конфликт между двумя позициями: когда он разговаривает с одним подразделением, то больше занимает и поддерживает их сторону, а потом разговаривает с другим подразделением и переходит на противоположную позицию. То есть внутри он не решил этот вопрос лично для себя. В итоге, когда этот вопрос остается внутри, то постепенно или сразу он переходит на команду и проявляется уже во внешнем мире, а не только в его внутреннем.
– То есть, Марина, правильно я понимаю, что конфликт, участником которого мы становимся, это всегда наш внутренний конфликт?
– Да, это всегда наш внутренний конфликт. Именно он и заставляет нас зацепиться за какие-то спорные вопросы.
– Хорошо, допустим, мы разобрались с тем, что конфликт на нашем предприятии – это следствие нашего внутреннего конфликта. Что тогда делать с внутренним конфликтом? Например, очевидного решения нет. Как поступить в таком случае?
– Здесь лучше всего, конечно, придумать решение, когда обе стороны учтены. То есть не выбирать что-то одно, отсекая вторую позицию, а найти третье решение. Компромиссы – это плохой вариант. Всегда нужно искать решение, полностью нас удовлетворяющее.
– Как найти это решение? Понятно, что можно сидеть, смотреть в документы, смотреть на людей и «хотеть всех уволить», как недавно мне говорил один из руководителей предприятия, что он смотрит на них, и ему хочется всех одним разом уволить – так они надоели со своими конфликтами. Но какими методами можно прийти к этому сбалансированному решению?
– Получить силу. Если говорить буквально, на одном предприятии был конфликт между продажами и производством. Производственники говорили, что продажники плохо работают, а продажники говорили, что производство дает продукцию с браком, и поэтому она не продается. Это был реальный конфликт, при том, что у команды продаж были очень высокие зарплаты, как раз именно потому, что собственник плохо владел этой отраслью. Он был производственник до глубины души. В производстве он все знал и разбирался в каждой детали, и зарплаты там были адекватные, а продажи для него были какой-то неведомой стороной.
– Магией?
– Магией, да. Он очень уважительно относился к начальникам филиалов, зарплаты у них были выше рынка, он боялся, что они уйдут. Но в конце концов конфликт разрешился, когда он освоил эту область: он стал ездить, посещать клиентов, смотреть, как это устроено, и вникать. Всегда будет некий страх перед той областью, где мы чувствуем себя неуверенно. С этим страхом можно разбираться на внешней территории, то есть узнавать, входить, идти «в поля». Либо можно избавиться от этого страха во внутренней территории: убрать неуверенность перед какой-то профессией и специалистами. Часто руководитель может быть неуверен перед главным бухгалтером и бояться задавать вопросы, может быть неуверен перед программистами и чувствовать себя с ними как-то дискомфортно. Такие вещи, конечно, лучше проработать напрямую, как наш собственный страх. В этом помогает медитация, которой мы обучаем.
– В общем, если конфликт задевает, если он действительно стал важной частью деятельности компании, стоит прийти в Центр бизнес-консультирования «Altway».
– Да, конечно.