Почему люди бизнеса малоэмоциональные?
Интервью с директором и бизнес-тренером Центра обучения и бизнес-консультирования «Altway» Мариной Михеевой на радио «Бизнес FM»
– Добрый день, с вами Юлия Дорн. Почему люди бизнеса малоэмоциональные? Такую тему мы решили сегодня обсудить с тренером Центра бизнес-консультирования «Altway» Мариной Михеевой. Марина, добрый день. Но это я так эту тему сформулировала, и она к нам пришла в виде такого запроса: «обыватели» часто считают людей бизнеса холодными, расчетливыми, малоэмоциональными. Люди смотрят на бизнесменов и говорят, что до них не достучишься, как будто у них холодное сердце. Так ли это и почему складывается такое впечатление?
– Юлия, добрый день. Такое впечатление может складываться в силу того, что люди бизнеса живут в энергии действия, а энергия действия не предполагает сильных эмоций. Человек живет в разных уровнях сознания, но самый заметный — это физический план, наши ощущения, тело и симптоматика. Например, когда человек находится в спортзале и тяжело тренируется, там нет эмоций, человеку не до смеха. То есть мы не берем, конечно, во внимание ситуацию, когда люди приходят с телефонами в спортзал и проводят в них время. А, например, 10-ти километровая пробежка – там нет эмоций, потому что они еще не включились.
– Идет работа тела.
– Да, работа тела. После работы тела включаются эмоции, и они проживаются через радость, гнев, раздражение и проявляются внешне. Но если человек эмоционален, по-настоящему эмоции включены, например, когда мы на тусовке весело проводим время и погружены в этот контекст, мы не сможем думать стратегически и что-то планировать. Эмоции не дают такой энергии, не подходят для такого рода деятельности. Когда мы переходим от эмоций выше, мы попадаем на уровень интеллекта – интеллектуальный уровень. Здесь эмоции уже значительно меньше выражены. Человек выглядит более спокойным, и он скорее рассуждает, планирует, думает. Яркие эмоции будут его выбивать из процесса мышления. Если мы вспомним, как эмоция проживается: вспоминается ответ человека или его взгляд, или какой-то жест и у нас все «вскипает» внутри. В этот момент мы не можем подумать о том, что его мотивировало или в каких обстоятельствах он был. Эмоция забирает все наше внимание. Поэтому, когда говорят «ты подумай, посмотри глазами человека», слабо помогает справиться с эмоциями.
– Они готовы, да, разнести все вокруг.
– После обдумывания настоящий бизнес должен перейти на уровень действий, когда человек уже не думает, знание появляется мгновенно, человек просто знает, что ему делать. На этом уровне выше скорость, выше собранность человека, его уровень концентрации, сосредоточенности. Тогда человек внешне может действительно выглядеть холодным, деловым, отстраненным. Возможно, этот же бизнесмен в компании друзей где-то вечером будет очень эмоциональный, веселый и располагающий к себе.
– То есть это человек, владеющий полной палитрой: он может быть сконцентрированным и спокойно жить и на уровне эмоций, и на интеллектуальном уровне, и на уровне норм и правил. А для человека, который большую часть времени проводит в эмоциональном уровне, уровни повыше недоступны, верно?
– Можно сказать, что для него это какая-то абстракция. Если ему советуют «пойти и сделать»… Много же таких наставлений «просто берите и делайте». Даже у Андрея Курпатова самое главное действие – встать с дивана.
– Да.
– Тысячи людей читают книги, но из этой тысячи, я думаю, не так много «встало с дивана».
– Жить на уровне эмоций проще или сложнее, чем на уровне действий и на уровне интеллекта?
– Это проще, так как там меньший уровень силы требуется. На уровне действий тоже есть чувства, переживания, но они менее выражены. К примеру, бизнесмен, может быть очень раздражителен с детьми. Это частая ситуация – многие люди бизнеса приходят с задачей, которая заключается в том, что они не могут общаться с детьми. Или даже если они не раздражаются, им сложно с ними играть.
– Потому что у детей все гораздо медленнее происходит?
– Да, когда дети маленькие.
– Если подвести итог, то предприниматели не такие уж и холодные, просто у них шире спектр возможностей для реагирования.